«Дорог нужно строить больше»

Марат Хуснуллин стал вице-премьером после того, как более девяти лет работал заместителем мэра Москвы по строительству. Круг вопросов, за которые он отвечает в российском правительстве, гораздо шире: от межбюджетных отношений с регионами до строительства дорог и экологического проекта «Чистая вода». Сам он говорит, что в Москве занимался конкретными стройками, а сейчас его работа связана с принятием документов и решений, результат которых можно увидеть не сразу. В новой должности ему не хватает субботних объездов по стройкам. Поэтому отдельные проекты он взялся курировать лично: это ЦКАД, развитие железных дорог в Московском регионе.

Одной из основных своих целей Хуснуллин называет сокращение сроков строительства – не меньше чем на один год от идеи до регистрации объекта. Сегодня этот процесс занимает около пяти лет. Какие еще задачи стоят, Хуснуллин рассказывает в интервью «Ведомостям».


– Вас назначили вице-премьером в конце января, а уже через месяц из-за пандемии все изменилось. Как это отразилось на вашей работе и на вашей жизни?

– С точки зрения рабочего времени у меня почти ничего не поменялось: если я в Москве работал до 15 часов в день, то сейчас работаю больше – и по 16, и по 18 часов. Разница только в том, что в Москве я занимался конкретными стройками, а теперь моя работа больше связана с бумагами, системными решениями, распорядительными актами. Можно даже сказать, что работа в правительстве налажена в круглосуточном режиме, потому что нужно просчитывать экономические и юридические последствия каждой принятой меры.


– Привыкаете к бумажной работе?

– Привыкаю. Когда я задался вопросом, что же является результатом моей работы, оказалось, результатом моей работы должен быть распорядительный документ. Нужно убедить коллег принять решение, выпустить документ, после этого появляется конкретный результат. Мне, конечно, тяжело измерять свою работу распорядительными документами и тем, на что они повлияют. Ведь решение ты можешь принять сегодня, а эффект будет виден через год-два-три.

Я привык измерять свою работу квадратными метрами, инвестициями. Если в Москве у меня была отдушина – посещение строительных объектов по субботам, то здесь этого, конечно, не хватает. Поэтому, придя в правительство, я изначально планировал посещать один-два региона в месяц, чтобы изучать проблемы на местах, видеть, как ведутся стройки, встречаться с жителями. То есть думал заменить субботние объезды выездами в регионы. Но успел посетить только четыре региона, и случился коронавирус. Поэтому поездки были приостановлены. Но сейчас потихоньку их возобновляю. Вот слетал в Иркутскую область, пострадавшую от летнего паводка 2019 г. Несмотря на все сложности, работа там хорошо организована; всё, что обещали людям построить, строится. Это меня очень порадовало.


– Какие основные задачи стоят перед вами?

– Ключевая – достичь целевых показателей нацпроектов. Это невозможно без каждодневной упорной работы: нам нужно и улучшать качество и темпы строительных работ, и вести работу по изменению законодательных норм. Например, важная задача – цифровизация строительной отрасли, переход на BIM-технологии. Или, например, если взять проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», мы видим, что есть возможность выполнить пятилетку по нему за четыре года, но для этого нужна слаженная работа с регионами.

– Какие новые программы появились с тех пор, как вы стали вице-премьером?

– Я бы не сказал, что появились какие-то новые программы. Корректнее было бы говорить о том, что мы немного перестроили свою работу в связи с экономической ситуацией. Большое внимание сейчас уделяем разработке антикризисных мер, которые должны поддержать отрасль. Например, нацпроекту по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Он призван развивать и расширять международные транзитные коридоры «Запад – Восток» и «Север – Юг», а также повысить уровень экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.


– Какова стоимость этой программы? И правда ли, что основная ее цель – развить плотную сеть автомобильных дорог от Москвы до Дальнего Востока?

– Порядка 7 трлн руб. Что касается дорожных работ в составе нацпроекта, то это в первую очередь строительство обходов крупных городов и путепроводов. Возведение первых позволит направить транзитный транспорт за пределы городской черты, улучшить экологическую обстановку в жилой зоне. Кроме того, такие проекты предполагают строительство площадок отдыха для водителей, пешеходных мостов для жителей близлежащих населенных пунктов. Ну и, конечно, сокращение времени в пути следования. Всего до конца 2024 г. Росавтодор построит 12 обходов крупных городов в Иркутской, Кемеровской, Волгоградской областях, Краснодарском и Красноярском крае, Чеченской республике и других регионах общей протяженностью порядка 400 км.


– Порезали ли программы, за которые вы отвечаете?

– Каждый кризис начинается с того, что срезают капитальные вложения. Поэтому со всей бюджетной стройки сняли порядка 90 млрд руб. Это в основном объекты, строительство которых не начато. Мы их пока отложили, но в планах они есть. У меня сейчас задача не столько получить дополнительные деньги, сколько постараться сохранить запланированные объемы и минимизировать сокращения.

Самый большой объем строительства в стране – это жилье, в которое ежегодно инвестируется 5 трлн руб. Это дает для экономики самый большой мультипликативный эффект. При том что государство вкладывает туда минимальные деньги [по сравнению с частными инвестициями]. Инвестиционные программы энергоснабжающих госкомпаний составляют порядка 4 трлн руб. в год. Остальные бюджетные вложения в стройку – 2 трлн руб. Важно, чтобы все эти программы продолжали развиваться. Задача № 1 – минимизировать потери и постараться оставить в стройке 90–95% объектов. Еще задача – привлечь внебюджетные средства.


– Что уже сделано с того момента, как обновилось правительство?

– Самое главное, наверное, то, что в «Общенациональный план действий» мы включили порядка 200 мероприятий по ускорению и облегчению стройки. Если нам все одобрят в окончательном варианте, нужно будет внести 42 поправки в федеральные законы. Строительная отрасль, к сожалению, так долго подвергалась ограничениям, что по ряду проектов стало практически невозможно строить.

Мы добились, чтобы проектирование и строительство разыгрывать в одном конкурсе. На практике это дает серьезный результат – минимум шесть месяцев экономии по времени плюс повышение качества. До сих пор эти два процесса были разделены. И что получалось? Кто-то один непонятно с какой квалификацией проектирует, а другой – с такой же квалификацией – строит. В конечном итоге объект становится долгостроем.

Вообще, у меня ключевая задача – сократить все сроки инвестиционно-строительного цикла: от идеи до регистрации объекта не меньше чем на один год. С председателем правительства я это согласовал, президенту доложил. Мы разложили весь цикл на этапы: от идеи, проектирования, строительства и т. д., где что нужно изменить. Принцип – строить больше, быстрее и дешевле.


– Сколько сейчас занимает весь процесс реализации проекта?

– От идеи до сдачи в эксплуатацию – пять лет. Это гражданский объект среднего уровня. Сама стройка занимает примерно 2,5 года. А остальные 2,5 года – это проектные работы, процедуры по согласованию и т. д. На примере новой больницы, которую в рекордные сроки построили в новой Москве, можно говорить об эффективности снижения административных барьеров: после принятия решения о строительстве объект был готов уже через 34 дня.


Более подробно: https://www.vedomosti.ru/economics/characters/2020/06/24/833290-dorog-stroit-bolshe









Назад