Доклад Михаила Меня о вводе в эксплуатацию нового жилья и расселении аварийного фонда

М.МеньУважаемые коллеги, разрешите вначале отметить те регионы, которые в прошедшем году показали наибольший объём ввода жилья на территории своих субъектов. Это Московская область, Краснодарский край, город Москва, город Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Свердловская область, Республика Татарстан, Ростовская область.

Д.Медведев: Это по абсолютным показателям, а по относительным? Это довольно важно, кто сколько на одного жителя строит.

М.Мень: Совершенно верно, Дмитрий Анатольевич, это один из самых характерных показателей – введение квадратных метров жилья на одного человека. Здесь как раз у нас в лидерах Калининградская область, они вошли в тройку лидеров вместе с Тюменской и Московской областями, и у них на одного человека составила площадь вводимого жилья 1,1 кв. м.

Д.Медведев: Я напомню, что, когда мы с вами вместе начинали заниматься национальным проектом по жилью (это было уже восемь лет назад), то как раз этот показатель, 1 кв. м, фигурировал в качестве ориентира. Понятно, что достигнуть этого не очень легко. Мы продвинулись, потому что, если я правильно помню, мы тогда строили приблизительно 0,25 кв. м по стране в год. Сейчас наши цифры гораздо лучше. Тем не менее где-то они высокие, где-то они похуже. Пожалуйста, Михаил Александрович.

М.Мень: Характерен опыт Калининграда, потому что они за год, Дмитрий Анатольевич, сделали реальный рывок. У них по 2013 году уровень квадратных метров на человека был 0,66, то есть рост на 76%. Хотел бы, конечно, сказать, что серьёзную роль, действительно, играет ипотека. У нас в соответствии с Вашим поручением принято решение о возмещении выпадающих доходов по выданным ипотечным кредитам. За счёт предоставления этих субсидий в размере 20 млрд рублей можно обеспечить дополнительный спрос на ипотечные кредиты по ставке 12% в объёме до 700 млрд рублей. Я напомню, уважаемые коллеги, что вначале, когда принималось это решение, у нас была иная ключевая ставка Центрального банка и общий объём поддержки, который был за счёт этих 20 млрд, равнялся примерно 400 млрд рублей. Сегодня принято решение Правительства о том, что этот объём будет расширяться, отталкиваясь от этих 20 млрд, с 400 до 700 млрд.

Хотел бы также отметить здесь Калининградскую область. В большинстве регионов есть свои программы по ипотечному кредитованию, но в Калининградской области очень хороший пример: они субсидируют процентную ставку до 8%. И в том числе то, что у них и в этом году наблюдается нормальная динамика – и мы сейчас видели хорошие примеры – строительства жилья, это очень хороший ход.

Д.Медведев: Я, кстати, хочу обратить внимание – не ради того, чтобы всё время хвалить Калининградскую область и губернатора, хотя мы в гостях находимся, – это далеко не самый счастливый регион по доходам, объективно говоря. Поэтому просто я к тому, что если есть желание вкладывать деньги в жильё, то их можно найти.

М.Мень:100 млн они нашли.

Д.Медведев: Вот об этом и речь.

М.Мень: Также, безусловно, в прошлом году и в первой половине этого года серьёзно сработала федеральная целевая программа «Жилище». Программа включает в себя мероприятия по развитию жилищного строительства за счёт стимулирования соответствующих программ субъектов Российской Федерации. В рамках данной программы реализуются мероприятия по субсидированию процентных ставок по кредитам на обеспечение коммунальной инфраструктуры районов массового строительства жилья экономкласса, а также финансирование строительства в таких районах объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

Благодаря принятым мерам, в том числе и субсидированию процентной ставки, нам пока удаётся удерживать набранные темпы жилищного строительства. У нас, по данным Росстата, за январь – май введено на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По разрешениям на строительство в I квартале, так скажем, очень разнятся ситуации по регионам: есть регионы, где больше выдано разрешений о строительстве, есть, где значительно меньше.

В целях увеличения строительства жилья экономического класса в рамках государственной программы также реализуется программа «Жильё для российской семьи» с поддержкой создания инженерной инфраструктуры для обеспечения строительства такого жилья. Однако не все регионы сегодня активно включились в её реализацию. Дмитрий Анатольевич, разрешите несколько слов сказать о регионах-лидерах, которые активно включились в работу.

Д.Медведев: Да, пожалуйста.

М.Мень: Краснодарский край активно работает, Татарстан, Самарская область, Пермский край, Тульская область, Ульяновская область, Чеченская Республика. Также в регионы-лидеры вышла Калининградская область. Изначально здесь по программе планировалось построить 50 тыс…. Губернатор сейчас Вам показывал эти проекты.

Одновременно хочу выделить субъекты, которые не заявились на участие в реализации программы, но в которых имеется высокий спрос на жильё экономкласса: это Липецкая область, Тюменская область, Ставропольский, Камчатский, Хабаровский края. Субъектам, которые на сегодняшний день не являются участниками программы «Жильё для российской семьи», необходимо вступить в программу и более активно заняться этой работой.

Мы по просьбе субъектов Российской Федерации снизили ряд показателей. Показатель максимальной цены 1 кв. м мы подняли от 30 тыс. до 35 тыс. рублей, а объём комплексной застройки снизили до 10 тыс. кв. м, в первую очередь по просьбе небольших регионов. Со своей стороны Минстрой совместно с АИЖК разработали и внесли в программу в части расширения по инициативе субъектов перечни категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья в рамках программы. То есть мы дали возможность губернаторам самостоятельно принимать решение, какие категории дополнительно к общему нашему перечню могут включаться в эту программу. Такие изменения сделают программу более привлекательной и для граждан, и для застройщиков.

Для формирования рынка доступного арендного жилья и развития жилищного фонда некоммерческого использования в июле 2014 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, направленные на законодательное регулирование отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования. Минстрой направил в субъекты Российской Федерации перечни региональных нормативных актов и правовых фактов муниципальных образований, которые необходимо принять для реализации указанного федерального закона, а также соответствующие методические рекомендации по подготовке данных актов. В настоящее время не все регионы пока завершили данную работу. Это серьёзная работа, она может быть ответом на сегодняшние вызовы.

Кроме того, в 2015 году всем субъектам необходимо принять региональные программы развития рынка арендного жилья. Сегодня такие программы приняты в 36 регионах, и в 18 субъектах они находятся в стадии разработки. Я хотел бы обратить внимание глав регионов на необходимость ускорения этой работы.

Также 2014 год стал прорывным и в реализации программ переселения жителей из аварийного жилья. Мы переселили в три раза больше людей, чем в 2013 году. Переселено почти 193 тыс. человек из 2 млн 964 тыс. аварийных квадратных метров жилья. Это самый высокий показатель за все годы реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Безусловно, таких серьёзных успехов удалось добиться в первую очередь за счёт увеличения объёмов федеральной помощи – это позволило сократить средний уровень софинансирования со стороны регионов с 62 до 47,9%, – минимизации усилий по предоставлению федеральной поддержки, рассмотрения в срок региональных заявок на финансирование, введения финансовой ответственности за несвоевременную реализацию программы и предоставление отчётности и установления конкретных плановых показателей для каждого региона.

Однако не все регионы смогли эффективно и грамотно организовать работу по переселению граждан. 11 субъектов не выполнили целевые показатели. И хотя мы общий целевой показатель по 2014 году выполнили, но во многом за счёт того, что есть регионы, которые перевыполнили свои планы, и тем самым удалось выйти на общий объём в 113%. Однако, ещё раз повторю, 11 субъектов не дотянули свои показатели: это Вологодская область, Забайкальский край, Республика Карелия, Ивановская, Костромская, Тверская области, Республика Коми, Республика Калмыкия, Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, Ставропольский край. На сегодняшний день уже четыре региона из вышеперечисленных – Костромская, Ивановская область, Республика Калмыкия, Республика Бурятия – выполнили взятые на себя обязательства по 2014 году до конца, но подчеркну, что с нарушениями установленных сроков. Особо отмечу, что такие неудовлетворительные результаты ряд субъектов из этих перечисленных показывает не первый год. Мы практически в ручном режиме контролируем завершение, этапы 2014 года в данных регионах.

Хочу также обратить внимание, что в соответствии с соглашениями, подписанными субъектами с Фондом ЖКХ, установлена финансовая ответственность регионов за срыв сроков или нарушение при реализации программы расселения.

Безусловно, главная задача, которая поставлена всем субъектам, включая регионы-штрафники, – это выполнить все обязательства, в том числе по софинансированию программы из региональных бюджетов, и не сорвать выполнение целевых показателей текущего года.

Напомню, что в 2015 году перед нами стоит не менее амбициозная задача, чем в прошлом году. Нам необходимо переселить более 177 тыс. человек из 2 млн 760 тыс. кв. м аварийного жилья.

В настоящее время в целом по стране практически завершена работа по заключению контрактов. По состоянию на 1 июня 2015 года субъектами заключены контракты на строительство и приобретение жилых помещений в строящихся жилых домах на 97% от необходимой потребности для выполнения показателей 2015 года в целом по стране. Уже переселено со 685 тыс. кв. м, что составляет 23% целевого показателя 2015 года.

В условиях сложившейся макроэкономической ситуации регионы сегодня, безусловно, нуждаются в дополнительной поддержке. Неоднократные обращения руководителей регионов. Мы понимаем сложности региональных бюджетов, поэтому мы договорились сегодня с Фондом содействия реформам ЖКХ дополнительно направить в субъекты средства в объёме 6,6 млрд рублей, полученные от инвестирования, что позволит снизить средний уровень софинансирования со стороны регионов до 41,5%. 

При этом вызывает опасение следующее. Темпы расселения ниже общероссийских показывают уже в текущем году Брянская, Архангельская, Псковская, Саратовская, Амурская области, республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия (Алания), Удмуртия. Не обеспечен необходимый объём финансирования программы за счёт региональных бюджетов на 2015 год следующими регионами (то есть здесь либо отсутствует софинансирование, либо оно не в полном объёме): республики Карелия, Саха (Якутия), Тыва, Карачаево-Черкесия, Забайкальский край, Вологодская, Калужская, Псковская, Архангельская, Саратовская области, Томская, Ульяновская области. Считаем, что губернаторам необходимо принять исчерпывающие меры по изысканию финансовых источников для реализации программы переселения. Вместе с тем с учётом сложившейся экономической ситуации просим, Дмитрий Анатольевич, рассмотреть возможность поручения Минфину предусмотреть выделение дополнительно имущественного взноса в Фонд ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилья в размере 10 млрд рублей, что позволит снизить уровень регионального финансирования до 30%, если, конечно, такое решение в сегодняшних условиях возможно, чтобы поддержать наши регионы.

Отдельным вопросом является качество жилья, строящегося по программе переселения. Общественные организации очень серьёзное внимание обращают на этот процесс. Для системного решения этого вопроса в этом году планируется введение обязательности наличия допуска СРО при проектировании и строительстве малоэтажного дома, а также введение экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в отношении объектов малоэтажного жилья, строящегося в рамках государственных и муниципальных контрактов. Я здесь хочу подчеркнуть, это касается именно тех домов, которые строятся для выполнения муниципального государственного контракта, чтобы не было в регионах понимания того, что любое малоэтажное строительство должно проходить экспертизу и задействовать Архстройнадзор.

Что касается допусков СРО. За некачественную работу подрядчика СРО будут отвечать рублём. Ранее, если вы помните, допуск СРО не нужен был для строительства малоэтажного дома, даже когда эти квартиры приобретались для исполнения 185-го закона. Дома, в которых выявлены проблемы с качеством, находятся на контроле Минстроя, Фонда ЖКХ, Общероссийского народного фронта. Кроме того, Минстроем прорабатывается вопрос организации видеонаблюдения на всех проблемных объектах.

В завершение своего выступления хотел бы сказать, что Минстроем подготовлен и внесён в Правительство законопроект, предусматривающий системные решения на будущее вопросов расселения из аварийного жилого фонда. Предлагаю главам регионов подключиться к этой работе, проанализировать этот законопроект и при необходимости представить предложения по его корректировке. Это очень важно, это работа на будущие годы. Прошу руководителей регионов сконцентрировать внимание на решении этих задач по обоим направлениям – и по жилищному строительству в целом, и по расселению аварийного жилья. 

Источник: http://government.ru/ Сайт Правительства России 

Назад