Национальный рейтинг прозрачности закупок

Национальный рейтинг прозрачности закупок – вид рейтинга, определяющий степень законности ведения закупочных процедур. Согласно рейтингу, оценке подвергаются организации федерального, регионального, муниципального уровней (составляют сектор государственных закупщиков) и корпоративные закупщики (коммерческие организации, а также компании, действующие в рамках Федерального закона №223-ФЗ). Рейтинг присваивается независимой негосударственной организацией НП «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НП «НАУЭТ») и направлен на предупреждение нарушений закона, выявление случаев мошенничества, коррупции и иных недобросовестных действий со стороны участников электронной коммерции и торговли.

Деятельность участников-организаторов торгов регламентируется нормами действующего законодательства:

  • Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
  • Федеральный закон №223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Методология присвоения национального рейтинга прозрачности закупок

Национальный рейтинг прозрачности закупок составляется на период с 1.07. прошлого года по 30.06. текущего года. В рейтинге участвуют компании-объявители торгов, представляющие государственный сектор закупок, и компании – представители корпоративного сектора. Для анализа организаций и присвоения рейтинга используются открытые информационные источники:

  • Общероссийский официальный сайт (ООС),
  • Федеральная служба государственной статистики (Росстат),
  • официальные сайты участников,
  • сведения, предоставленные участниками в собственноручно заполненных анкетах.

По результатам проведенного анализа выводится интегральная оценка, присваиваемая конкретному участнику закупок (торгов). Она зависит от многих показателей, прямо или косвенно характеризующих информационную открытость предприятий и эффективность проводимых ими закупочных процедур.

По результатам присвоенной оценки компании относятся к одному из классов принятой рейтинговой шкалы, градации которой состоят в следующем:

  • "гарантированная прозрачность" – определяет лидеров рынка,
  • "высокая прозрачность",
  • "средняя прозрачность",
  • "базовая прозрачность",
  • "низкая прозрачность".

«Гарантированная прозрачность» и «высокая прозрачность» являются классами положительной оценки, «базовая прозрачность» и «низкая прозрачность» – классами отрицательной оценки.

Присвоить рейтинг  надежности или конкурентоспособности компании Вы можете в рамках работы независимой, негосударственной структуру «Рейтинговое агентство строительного комплекса» РАСК.

Основные критерии оценки национального рейтинга прозрачности закупок

В процессе рейтингования участников торгов оцениваются:

  • среднее число поставщиков (подрядчиков, исполнителей), допущенных к процедурам; среднее число поставщиков, не допущенных к процедурам; а также общее число подавших заявки поставщиков – эти три критерия являются важнейшими в определении конкурентной среды закупок и выявлении коррупционного фактора, препятствующего «чистоте» торгов;

  • доля заказа, размещенного участником торгов в форме электронных аукционов и конкурсов – электронные аукционы сегодня являются наиболее прозрачным способом проведения закупочных процедур, поскольку не ограничивают поставщиков в участии ни территориально, ни временно. Соответственно, чем выше данный показатель, тем выше присваиваемая конкретному субъекту оценивания рейтинговая оценка;

  • доля контрактов, заключенных без проведения всех видов процедур – критерий прямо определяет степень коррупционного фактора;

  • оценка снижения стартовой цены – когда устанавливаемые заказчиком цены определяются как необоснованно завышенные или необоснованно заниженные, то здесь также можно говорить о неэффективном проведении закупочной процедуры;

  • публикация положения о закупках; наличие плана закупок; наличие отчетности по заключенным договорам; оценка доступности просмотра прикрепленных заказчиком документов – все эти критерии позволяют оценить организатора закупок с точки зрения информационной открытости и косвенно свидетельствуют о предвзятости/непредвзятости проведения процедур в отношении всех возможных участников закупок (поставщиков).

Эти выше названные и другие критерии используются «НАУЭТ» в целях независимого присвоения рейтинговой оценки. Однако в силу различий, существующих между субъектами оценивания, рейтинг присваивается согласно своему конкретному набору критериев для каждой выделенной категории участников:

  • государственные и муниципальные закупщики (на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, муниципальном уровне),
  • корпоративные закупщики (подпадающие под действие норм 223-фз и коммерческие закупщики, имеющие право разрабатывать собственную методологию проведения торгов (в рамках существующего законодательства)).

С результатами национального рейтинга прозрачности закупок 2015 г. можно будет ознакомиться на официальном портале проекта НРПЗ

Назад