Николай Алексеенко представил позицию бизнес-сообщества по вопросу развития института саморегулирования

Николай Алексеенко, член Генерального совета Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Генеральный директор РАСК, принял участие в заседании межведомственной рабочей группы по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" под председательством заместителя Министра экономического развития Саввы Шипова.

20180413_124522.jpg

В обсуждении законопроекта приняли участие:

Краснова Ирина Геннадьевна – начальник департамента контроля в финансово-бюджетной сфере Контрольного управления Администрации Президента;

Журавлева Мария Борисовна – начальник отдела Департамента государственной службы и кадров Аппарата Правительства Российской Федерации;

Бармина Татьяна Николаевна – заместитель директора Правового департамента Минстроя России;

Цой Владимир Игоревич – заместитель директора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза России;

Соломяный Сергей Васильевич – заместитель диреутора Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России;

Гаврилов Андрей Вадимович – заместитель начальника Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора;

Соколова Марина Георгиевна – и.о. начальника Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра;

Лебедева Светлана Геннадьевна – начальник отдела Управления обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы Российской Федерации;

 Апрелев Константин Николаевич – председатель Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности ТПП РФ;

Варварин Александр Викторович – вице-президент по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП РФ;

Науменко Алексей Григорьевич – Комитет по строительству Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

  В рамках повестки заседания обсудили вопрос сферы действия федерального закона, нужен ли один общий закон для всех отраслей или каждая отрасль сама создаст необходимую нормативную базу с учетом специфики.

Большую дискуссию вызвал вопрос компенсационных фондов СРО. Нужны ли они вообще? Что лучше страхование или компфонды? Действенным ли механизмом станет гибридная система компфонд+страхование? Эксперты предпринимательского сообщества особенно отметили, что на сегодняшний день так и не создана система контроля использования и механизмов защиты средств компенсационных фондов, что приводит к огромным финансовым расходам для бизнеса.

 В своем выступлении Николай Алексеенко рассказал о результатах мониторинга действия института саморегулирования в сфере строительства и ПИР по итогам проведенной реформы (372-ФЗ).  

Дистанционный рейтинг надежности саморегулируемых организаций  показал свою состоятельность. Результаты были опубликованы в январе текущего года. Большинство исключаемых в рамках реформы СРО находились в самой худшей категории «Г» рейтинга.  Из 60 СРО, получивших негативную оценку 47 уже исключены.  Стоит отметить, что большое количество исключенных СРО привело к увеличению количества компаний, лишившихся допуска по причине лишения СРО своего статуса. Более 17 тыс. компаний потенциально находятся в поиске новой надежной саморегулируемой организации: 8.5 тысяч строителей, 6 тысяч проектировщиков и более 2.5 тысяч изыскателей.

По оценкам аналитиков РАСК за период с 2009 года предприниматели строительного комплекса России отдали в СРО более 280 миллиардов рублей. Бизнес продолжает нести высокую финансовую нагрузку, обеспечивая деятельность всей системы саморегулирования в сфере строительства, проектирования и изыскательской деятельности. При этом влияние института саморегулирования, по мнению предпринимательского сообщества, оказывает скорее негативное влияние.

При рассмотрении системы саморегулирования нельзя забывать, какие цели преследовались при его введении и дальнейшем реформировании.

Согласно Статье 55.1 Градостроительного кодекса РФ основными целями саморегулируемых организаций являются:

- Предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу, окружающей среде вследствие недостатков работ;

- Повышение качества выполнения профильных работ по видам деятельности;

- Обеспечение исполнения членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение работ по видам деятельности;

- Разработка и утверждение внутренних регламентов, а также контроль за соблюдением регламентов членами СРО.

По результатам исследования видно, что система саморегулирования  в достижении поставленных Градкодексом РФ целей не обеспечивает их достижение.

Статистика Главгосэкспертизы России наглядно показывает, что введение саморегулирования не отразилось на качестве проектной документации и результатах инженерных изысканий. Доля отрицательных заключений в общем объеме заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не снижается – находится примерно на уровне 20%, колеблясь в пределах 17%-22%.и Количество заключений государственной экспертизы проектной документации, выданных в отношении объектов, технические решения которых, в случае их реализации могли привести к риску возникновения аварийных ситуаций также остается практически неизменной, в диапазоне 22-24%.

Рассматривая статистику производственного травматизма в строительстве, можно наблюдать существенное снижение число пострадавших на производстве. Практически в 2 раза с 4600 человек в 2010 году, до 2400 человек в 2015. В тоже время число погибших на производстве в строительном секторе снизилось не более чем на треть, с 400 до 300 погибших. А если посмотреть на долю случаев со смертельным исходом, то она возросла с 8,6% процентов в 2010 году до 12,5% по итогам 2015 года.

Система СРО также не способствует улучшению ситуации с исполнением подрядчиками своих контрактных обязательств. Количество расторгнутых или частично расторгнутых контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ или 223-ФЗ, остается на стабильно высоком уровне на протяжении 7 лет. Ежегодно от 4 до 5,5 тыс. контрактов разрываются по причине неисполнения подрядчиком своих обязательств.

 20180413_165812.jpg 

По результатам проведенного Минэком РФ анализа видно, что на сегодняшний день этот механизм страхования рисков не работает ни в одной из отраслей.

Проект изменений федерального закона "О саморегулируемых организациях"  остается на доработке в Минэке. Экспертное сообщество уже направило в Министерство свои позиции по данному вопросу.

Назад