РАСК принял участие в заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства

IMG_7704.jpg  тпп1.jpg  тпп.jpg 

10 февраля, Москва — состоялось очередное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства.

Николай Алексеенко, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, Генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), член Генерального совета Деловой России выступил с докладом: «О ситуации с ограничением конкуренции при закупках на проектно-изыскательские работы. Мнения. Проблемы».

В заседании Комитета приняли участие:

Басин Ефим Владимирович, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства.

Бабурин Сергей Николаевич, Лидер партии Российский общенародный союз.

Бачурина Светлана Самуиловна, ответственный секретарь Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете ГД  по земельным отношениям и строительству.

Боков Андрей Владимирович, Президент, председатель Президиума правления Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России». 

Шамузафаров Анвар Шамухамедович, Первый Вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков.

Иванов Альберт Петрович, Генеральный директор ЗАО НПС «РОСКОММУНМАШСТРОЙ».

Серов Валерий Михайлович, Президент Международного союза строителей, Президент Международного общественного фонда «Фонд содействия экономическому развитию им. Байбакова Н.К.», член Общественной палаты Российской Федерации и др.

В настоящее время в строительной отрасли действует 148184 компании, имеющие допуски СРО. Всего действующих допусков, выданных этим компаниям, на сегодняшний момент насчитывается 188786 из них:  12319 на осуществление инженерных изысканий, 50287 на подготовку проектной документации и 126180 на строительство. Наибольшая часть компаний отрасли представлена компаниями, относимых к микро и малому бизнесу – в совокупности на эти две группы приходится 94% компаний строительной отрасли.

Если проанализировать компании, которые в основном становились победителями конкурсов, то наибольшее их число относится к компаниям микро и малого бизнеса – 87% и 10% соответственно. Однако объем контрактов, выраженный в денежном эквиваленте, который пришелся на эти две категории бизнеса значительно ниже и составил для микро 19%, для малого 24%. Основной объем контрактов забирают на себя компании крупного бизнеса – около 40%.

По оценке экспертов около 93% всего объема инженерных изысканий при закупках в рамках контрактной системы включаются в состав проектно-изыскательских работ либо торгуются как часть единого строительного контракта. Наш анализ показывает, что в текущей закупочной деятельности в части торгов на проведение инженерных изысканий имеет место практика системного нарушения законодательства о конкуренции и ущемления интересов изыскательских организаций. Необходимо отметить, что хотя в соответствии с Градостроительным кодексом России (частью 5.2. статьи 48) возможно заключение договора о подготовке проектной документации с заданием на выполнение инженерных изысканий, в этом случае подрядчик также осуществляет организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. При таком объединении работ в один лот, предметом контракта будет именно подготовка проектной документации с предварительным проведением инженерных изысканий (ПИР). Таким образом, сложилась практика, что в конкурсах на ПИРы могут принимать участие только проектные организации, а работы по инженерным изысканиям они отдают на субподряд с финансированием по остаточному принципу. Фактически, при сложившейся ситуации, организации, осуществляющие изыскательские работы, полностью исключаются из потенциальных участников конкурса, что косвенно ведет к необоснованному демпингу, снижению качества работ и вымыванию кадров. Это самым плачевным образом отражается на качестве принимаемых градостроительных решений, безопасности при возведении и эксплуатации объектов капитального строительства, включая особо опасные и технологически сложные, обозначил в своем докладе Николай Алексеенко.

На наш взгляд объединение в рамках одной закупки инженерных изысканий и проектирования приводит к:

системному нарушению законодательства о конкуренции и контрактной системе; ущемлению интересов изыскательских организаций; стимулированию «продаж» допусков коммерческими СРО; напрямую влияет на уровень конкуренции и как следствие,  приводит к менее эффективному расходованию средств (удорожанию контрактов). Фактически, изыскатели полностью исключаются из потенциальных участников конкурса, так как, обладая допуском СРО по изыскательским работам, не обладают допуском СРО по проектным работам.

Члены Комитета признали важность существующей проблемы ограничения конкуренции при закупках на проектно-изыскательские работы и их решением стала подготовка обращения от Комитета в адрес ФАС, а также в адрес правления АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса» о необходимости учета особенностей строительной отрасли, включая изыскательские организации, при формировании программ Корпорации по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Также, в рамках заседания был поднят вопрос об эффективности действия ГОСТ Р № 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» и ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Докладчиком выступил Вячеслав Строкань, Исполнительный директор РАСК.

Ознакомившись с критериями методологии, а также с математическим аппаратом данного стандарта, аналитики РАСК пришли к выводу, что в данном стандарте допущен ряд значительных недоработок, которые, в конечном итоге, могут нивелировать результаты оценки. Главным недостатком данного стандарта является то, что он не задал никаких ориентиров касательно написания конечной характеристики деловой репутации. Отсутствие шкалы сопоставления числовых значений с конечным «вердиктом по компании» лишает данный ГОСТ смысла.

Комитетом принято решение признать вышеупомянутые ГОСТы не отвечающим целям построения целостной системы формирования независимого, универсального, профессионального объективного источника информации о субъектах предпринимательской деятельности, как системы сопоставимой оценки их опыта и деловой репутации, а также подготовить обращение в Росстандарт с целью доработки, либо их отмены.

Помимо этого, члены Комитета считают необходимым поддержать инициативу принятия Федерального закона, регламентирующего деятельность отраслевых рейтинговых агентств и  содержащего ключевые положения, такие как: порядок и условия аккредитации рейтинговых агентств; порядок и условия заключения договоров между рейтинговым агентством и организацией-заявителем; структуру показателей (основные и дополнительные анализируемые направления оценки) с учетом вида деятельности; введение единой рейтинговой шкалы (классы и категории рейтинга).

С докладами на тему: «О стимулировании спроса, финансово-кредитном обеспечении жилищного строительства» выступили Андрей Старовойтов, сотрудник кафедры Организации строительства и управления недвижимостью НИУ МГСУ и Кирилл Холопик, Заместитель председателя Комитета, Генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли».

Справка.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства - создан в целях содействия развитию строительного комплекса, становлению рыночной экономики Российской Федерации на основе создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, совершенствования действующей и формируемой нормативно-правовой базы развития экономики, ее интеграции в мировое экономическое пространство, консолидации российских деловых кругов для повышения эффективности их участия в законо- и нормотворческой деятельности, развития инфраструктуры обслуживания предпринимательства в сфере строительства, налаживания устойчивых деловых связей между предпринимательскими кругами России и зарубежных стран.

РАСК (Рейтинговое агентство строительного комплекса) — формирует независимые рейтинги компаний,  занятых в секторе строительного комплекса, по видам их деятельности: строительство, инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, производство строительных материалов и металлоконструкций, застройщики, СРО. Главная задача РАСК - повышение информационной открытости отрасли, развития общественного контроля за ее деятельностью, а также усиления ответственности участников за качество своей деятельности, и как следствие, повышение безопасности жизненной среды.



Назад