Известия / Турецкие строители попали в немилость

В парламенте отреагировали на заявление премьера о возможном ограничении турецкого бизнеса в России

Турецкие строители попали в немилость

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов


25 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что следствием удара по российскому бомбардировщику Су-24 со стороны Турции может стать отказ от ряда важных совместных проектов. Он также подчеркнул, что турецкие компании могут потерять позиции на российском внутреннем рынке. Хотя Москва в лице заммэра Марата Хуснуллина 24 ноября заявила о контракте с турками на $500 млн в области строительства, депутаты Государственной думы предлагают экономическую блокаду Турции в ряде отраслей, в том числе в строительной.

Депутат от КПРФ Вадим Соловьев направил Дмитрию Медведеву обращение, в котором предложил ряд ответных экономических мер на агрессию Турции в отношении Воздушно-космических сил России. В частности, парламентарий предложил рассмотреть возможность полного запрета на импорт в Россию продовольственной продукции, продукции текстильной и швейной промышленности Турции. Кроме этого, адекватным ответом, по мнению парламентария, будет и изгнание из России турецких строительных компаний, которые получают многомиллиардные доходы.

Утром 24 ноября в результате атаки турецкого истребителя F-16 в воздушном пространстве Сирии был сбит российский бомбардировщик Су-24, участвующий в военной операции против террористической организации «Исламское государство». 24 и 25 ноября президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев, говоря о произошедшей трагедии, заявили, что действия Турции приведут к последствиям во взаимоотношениях между странами. Так, Дмитрий Медведев отметил, что после атаки российского самолета «подорваны долгие добрососедские отношения между странами, в том числе в экономике и гуманитарной сфере».

Депутат Вадим Соловьев также заметил, что после нападения на российский военный самолет, которое привело к гибели российского пилота, трудно представить себе ситуацию, чтобы Россия позволила стране-агрессору дальше зарабатывать на своем рынке миллиарды долларов.

— Своим неожиданным выпадом Турция ставит под сомнение возможность не только политического, но и экономического доверия к этой стране. Уже было много сказано о разрыве связей в области туризма, но это не единственное направление, где прежде наши страны имели тесное сотрудничество. В России над многими, а иногда и знаковыми — такими как башня «Федерация» в «Москва-Сити» — проектами работают турецкие строительные компании, — отметил депутат. — Почему зарабатывать у нас должны компании страны, так остро не поддерживающей нашу политику, сотрудничающей с террористическими формированиями?

Вечером 24 ноября Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) заявило, что запретило отечественным туроператорам продавать путевки в Турции в связи с угрозой терроризма в этой стране. «Оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Турецкую Республику в условиях действия угрозы терроризма, по мнению Ростуризма, является грубым нарушением законодательства Российской Федерации и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности», — было отмечено в сообщении Ростуризма.

Таким образом, лишение Турции российского туристического потока стало первым серьезным экономическим ответом России. Компания «Пегас Туристик», например, уже аннулировала все туры в Турцию.

Однако туриндустия является далеко не единственной статьей дохода турок от россиян. С начала правления Реджепа Эрдогана (2003–2014 год — премьер Турции, с 2014-го — президент) наблюдается значительный рост товарооборота между РФ и Турцией. Если в 2003 году объем двусторонней торговли составлял $6,8 млрд, то уже в 2004 он резко поднялся — до $10,9 млрд. По итогам 2010 года Россия стала вторым по значению внешнеторговым партнером Турции. По данным портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России, опирающегося на оценки Госуправления статистики Турции, в 2010 году товарооборот России с Турцией уже составлял $26,224 млрд, при этом российский экспорт в Турцию составил $21,592 млрд против импорта в $4,632 млрд.

Аналогичная тенденция наблюдалась и в последующее годы — товарооборот продолжал расти: $29,945 млрд в 2011 году, $33,306 млрд — в 2012-м, $32,03 млрд — в 2013 году.

Турция, по данным ее Госуправления статистики за 2013 год, в основном импортирует из России минеральные продукты ($17,281 млрд — 68,9%), металлы и металлические изделия (16,9%), продовольствие и сельхозсырье (7,8 %) и в меньших долях химпродукцию, древесину и т.д.

Россия, по этим же данным за 2013 год, в основном импортирует из Турции машины и оборудование (29,7%), текстиль, одежду и обувь ($1,594 млрд — 22,9%), продовольствие и сельхозсырье ($1,178 млрд — 16,9%). 

Таким образом, одежда и продовольствие, которые предлагает запретить к ввозу в Россию депутат Вадим Соловьев, составляет порядка 40% всего экспорта Турции в нашу страну.

Кроме производства товаров и экспорта их в Россию, одной из важнейших статей дохода Турции и турецких компаний является строительный бизнес в Москве и других городах РФ. При этом турецким девелоперам удавалось получать заказы на реализацию многих масштабных коммерческих строительных проектов.

Крупнейшая турецкая строительная компания «Ант Япы» (Ant Yapi), действующая в России через свое представительство «Ант Япы Санайи ве Тиджарет Аноним Ширкети», успела уже построить 62-этажную западную башню «Федерация» комплекса «Москва Сити», ряд торговых и жилых комплексов в Москве, в том числе МЖК «Аэробус», КП «Барвиха хиллз» и многие другие. Кроме этого, «Ант Япы» была генподрядчиком при строительстве бизнес-центра «Электро» в Санкт-Петербурге. Ряд жилых комплексов построен компанией в Перми, ей же в ноябре 2013 года был отдан генподряд на строительство ЖК «Парк Рублево» в ближнем Подмосковье.

Генеральным подрядчиком строительства комплекса «Башня «Федерация», в котором поучаствовала «Ант Япы», является другая турецкая компания — Renaissance Construstion. Судя по ее сайту, все основные ее высотные проекты, которыми гордится компания, находятся в Москве. Помимо «Федерации», компания построила многофункциональный административно-деловой комплекс из двух башен Renaissance Moscow Towers (60 и 65 этажей, общая площадь — 357 тыс. кв. м), башню «Эволюция» (48 этажей), административный и торговый комплексы в Москве.

Кроме высоток, Renaissance Construction также занималась и занимается строительством ТРЦ «Славянка» (136 тыс. кв. м), ТЦ на Полежаевской (130 тыс. кв. м), ТЦ «Авиапарк» (330 тыс. кв. м), ТЦ Columbus (220 тыс. кв. м).

Кроме этих двух компаний, в Москве и других городах страны работает множество других турецких строительных фирм, которые реализовывают проекты на миллиарды долларов. Турецкая GRM Group построила «Триколор», компания ESTA Construction занята строительством стадиона ФК «Краснодар», которым владеет основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий. Costa Group, как и многие другие турецкие компании, имела подряд в «Москва-Сити» — МФК «Москва-Сити», участок 16.

Пожалуй, самый большой опыт работы в России имеет турецкий холдинг Enka, являющийся одним из лидеров строительного рынка России со штаб-квартирой в Стамбуле. Enka начал работать в России еще со времен СССР — в 1988 году участвовал в реставрации Петровского пассажа, в 1993 году холдинг восстанавливал Белый дом после октябрьских событий.

Позже Enka участвовал в реконструкции зданий Госдумы и правительства России, строил в разных городах гипермаркеты IKEA, был подрядчиком возведения заводов Toyota и General Motors в Санкт-Петербурге. Естественно, компания имеет свои подряды и в проекте «Москва-Сити». Весной появилась информация, что Enka собирается реализовывать в ЮВАО Москвы гигантский жилой проект на 633 тыс. кв. м. Несколько лет назад турецкая компания Enka обвинялась в финансировании войны в Чечне, однако ее руководители опровергли эту информацию.

Представитель компании Mimsa Construction, занимавшейся строительно-монтажными работами в проектах «Рублево Парк», ТЦ в Новосибирске, аэропорта Шереметьево и многих других, Гёксу Гюльсой рассказал «Известиям», что турецкий строительный бизнес в России продолжает работу в прежнем режиме.

— Пока мы работаем, как работали, принимаем участие в строительстве на объектах в «Москва-Сити». Безусловно, жаль, что между нашими странами сейчас такое напряжение, — рассказал он. — Вероятно, сегодня всё зависит от властей. Трудно предположить, что будет дальше.

Эксперт Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Инна Маратканова рассказала «Известиям», что сегодня сложно судить о доле турецкого участия в строительной отрасли, так как большинство компаний работает через российские представительства и офшоры. Но, по ее мнению, если их попросят уйти, то существенного влияния на рынок это не окажет, найдутся другие компании, способные их заменить.

Она также отметила, что на российский строительный рынок вряд ли существенно повлияет и возможный отказ от торговли стройматериалами.

— Если говорить об импорте/экспорте строительных материалов, то можно отметить, что доля импорта основных строительных материалов — цемента и кирпичей — из Турции составляет 0,5%, а доля экспорта вообще ничтожно мала — 0,02%, — рассказала она.

Примечательно, что 24 ноября, через несколько часов после поступления информации о сбитом Турцией российском военном самолете, на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы появилась новость о том, что турецкая компания Enka планирует вложить в строительные проекты столицы около $500 млн. При этом заммэра Марат Хуснуллин отметил, что «недавно силами этого инвестора был открыт комплекс «Кунцево Плаза», однако уже в ближайшее время он начнет строительство еще двух подобных комплексов».

По подсчетам столичных властей, турецкие компании за 20 лет присутствия на московском рынке построили около 24 млн кв. м недвижимости.

Крупнейшим совместным проектом России и Турции на сегодняшний день является проектирование и строительство атомной электростанции «Аккую» в провинции Мерсин (соглашение было заключено в мае 2010 года). Проект, который предусматривает возведение Россией в Турции четырех энергоблоков (2020–2023 годы), первоначально оценивался в $22 млрд. В декабре 2014 года президент Турции Реджеп Эрдоган в ходе одной из пресс-конференций отметил, что стоимость проекта с предыдущих $22 млрд выросла до $27 млрд.

По мнению руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиты Масленникова, принимая ответные экономические меры в отношении Турции, российские власти, скорее всего, не откажутся от атомного проекта.

— Сейчас нам, конечно, лучше разобраться в мотивах турецкой стороны, подождать извинений и обратить их внимание, что если они так будут продолжать, то разрыв выстроенных годами экономических связей негативно отразится на обеих странах, — считает Масленников. —  До того, чтобы сегодняшняя эмоциональная напряженность в отношениях повлияла на товарооборот, строительное сотрудничество между странами и, конечно, АЭС, дойти не должно. Турция всегда была одним из серьезных партнеров, и разрыв такого партнерства не выгоден ни ей, ни нам.

Назад